Дизайн-конференция 2016

      9-11 апреля в Москве на территории Винзавода прошла дизайн-конференция 2016
Это большое событие в мире дизайна, где собираются одновременно 400 дизайнеров. Начинающих и профессионалов. Делятся опытом и секретами.
Дизайн-конференция проводиться ежегодно уже шестой раз. С каждым годом участников становиться больше, они приезжают из других городов и стран.

Спикеры — дизайнеры, архитекторы, владельцев собственных студий, опытные профессионалы из смежных областей. Каждый рассказал о своем уникальном опыте, бизнесе и идеях, поделился практическими советами.
Очень приятно уже второй раз быть в числе приглашенных спикеров и выступать на одной сцене с выдающимися и людьми. Огромное спасибо Станиславу Орехову организатору конференции.

Программу и участников можно посмотреть здесь

 

Видео запись моего выступления я выложу когда она будет в свободном доступе, а пока предлагаю прочитать текст выступления. Он более содержательный так как изначально планировалось больше времени.

выступление2

 

Кодирование творческого процесса

Добрый день!
Я Марьям Гашимова, архитектор-дизайнер. Первый свой заказ по дизайну интерьера получила на первом курсе архитектурного института в 1999 году. 17 лет назад, а полноценный опыт начался с 2005 года 11 лет:
3 года архитектором, 3 года частным дизайнером и 5 лет назад я основала именную студию.
Сегодня хочу рассказать о внутреннем процессе дизайнера, о творчестве и таланте. Те, кто только выбрал эту профессию и те кто уже много лет практикуют. Все мы встречаемся с кризисом творчества, у всех по разному: от одного дня до нескольких месяцев мучительных переживаний. Но хочу заметить, что это происходит у всех, кого я знаю.

В сфере дизайна и архитектуры мы не можем быть заурядными, мы стремимся создавать эксклюзив. Нечто особенное, что будет отличаться от уже придуманного. Мы стремимся к уникальности - это суть любой творческой профессии.

Когда наступает кризис творчества мы неизбежно задаем себе вопросы:
- А есть ли у меня тот особенный врожденный дар, чтобы стать выдающимися?
- Как родить волшебную идею?
- Где проходит грань между навыком и врожденными способностями?
- Что мне нужно сделать чтобы талант проснулся? Искать вдохновение, развивать навыки, срочно искать учителя или, хорошенько отдохнуть?

Природный дар невозможно померить. Творчество - это всегда результат определенных навыков, смесь опыта, мыслей, образов и чувств. Считается, что врожденные данные помогают с относительной легкостью освоить нужные навыки и человек творит. Черпает идеи из источника волшебной силы. И да, все понимают, что приходится очень много работать, все не просто так дается. Но только одаренный человек способен создать нечто новое, уникальное, великое. С этими убеждениями мы смотрим внутрь себя, чтобы понять какой же величины Дар в нас. Ответ чаще всего ищем через сравнение. Спрашиваем близких, смотрим на отклики окружающих или напрямую сравниваем свои работы с чужими. За весь свой опыт творческой профессии я наблюдаю, что это вопрос больше веры.

В детстве веру в талант в меня вложили родители, но с возрастом я стала сравнивать свои работы с другими. С первых лет обучения я искала свою уникальность через знания, развитие навыков, чужой опыт, современные веяния и историю. И все же кризис творчества настигал меня всегда. Как не взять чужую идею, а придумать именно свою особенную, сногсшибательную, уникальную? Идею, которая не просто удовлетворит заказчика, решит его задачу, а станет особенной на фоне остальных? Я задумалась над вопросами: Что такое талант и творчество? На основе чего рождается новое?

И так. Ко мне приходит заказчик. Я начинаю создавать интерьер для него. Но влезть в чужую "шкуру" невозможно. Я не могу прожить его жизнь, чтобы знать, что для него лучше всего. В любом случае я предлагаю нечто из собственного опыта и восприятия. То, что будет максимально, на мой взгляд, созвучно с заказчиком. Со временем подобрались вопросы о чем нужно и важно спрашивать, последовательность проектирования. То есть некоторая структура, логическая основа. Но в тоже время нечто не осознаваемое в процессе творчества всплывает и занимает свое место в структуре. К примеру, сколько количества цвета добавить в этом сочетании или, к примеру, что именно этот орнамент должен стать центром настроения интерьера.

Когда интерьер сложился, я легко могу разобрать композицию, эргономику, колористку. Разобрать, что создает нужное впечатление. Но процесс это не результат, быть знатоком - это не творить и это не талант. Талант проявляется именно в поиске идеи, в том откуда они берутся. Иногда этот процесс вполне сознателен: увидела это там то, взяла, изменила, доработала, померила подошло. Отлично. Но в большей степени это вдруг появляется в мыслях, вспыхивает сперва образом, потом получает форму понятного и органично вписывается в общую концепцию идеи. Причем Сознание может быть абсолютно пустым.
Я один раз слышала такой вопрос художнику:
- О чем вы думаете когда рисуете?
Ответ:
- Ни о чем. В это время я не могу думать. Но могу петь.
Вот это проявление таланта, когда информация приходит не из сознания и не из референс. Она вдруг просто есть и я не задаюсь вопросом насколько она новая. С каждым годом она становится все более разнообразной. Она не приходит с верху, из вне. Она Уже есть во мне. Мозг вдруг раз, и достал. Она словно присоединилась к задаче. Но будем честными. В голове вспыхивает не чистое решение, а целый ряд нужной и ненужной информации. Сознание отфильтровывает, соединяет элементы и вот она - идея.

Вы наблюдали за собой когда находитесь в компании и речь идет о чем-то интересном. У вас голове возникает множество ассоциаций, примеров на тему разговора. Мысли соединяют эпизоды памяти и возникает новая шутка, мысль, идея. Как правило вы расслаблены в этот момент и особо не стараетесь ее родить. Это и есть талант. Вы та призма, через которую прошла информация памяти. Иногда это в чистом виде чувства тела, иногда образы, иногда логичные выводы.

Если в вашем круге есть знакомые музыканты или вы сами обладаете музыкальными способностями. Вы обращали внимание, как они пропускают информацию. Они опираются на свой слух, различают тонкости и оттенки звука.
Или к примеру как воспринимают информацию танцоры и спортсмены. Боксер знает как будет двигаться соперник. Информация проходит через его телесное восприятие. Он принимает решения что делать исходя из ассоциативного ряда движений.
Парфюмеры создают композиции духов через обоняние. Различать тонкости оттенков запаха дано немногим.
В творческой профессии архитектора, дизайнера, декоратора работа с пространством это не просто цвет, свет, форма и объем. Не только Визуальная информация тонкостей лучей света попадающих на глазной нерв. Пространство человек чувствует кожей, мышцами, через слух, через запах и вкус воздуха. Доминирующим является визуальное восприятие. Весь этот опыт чувств входит в память с рождения сопровождаясь эмоциями, навыками, событиями и людьми. В зависимости от того, как настроено наше тело от рождения, включая обмен веществ, темперамент и т.д., мы обрабатываем информацию из вне. Это и есть врождённые данные. Талант это совокупность данных природы тела и того опыта информации, который мы получили до настоящего момента. Причем навык, владение технологией это всего лишь средство для проявления таланта.

Информация через органы чувств входит в сознание. Оно обрабатывает, кодирует и складывает данные в подсознание. Это область ума, которая содержит данные от рождения, все что когда-то прошло через органы чувств и сознание хранится в подсознательном. Осознать эту часть нельзя. Невозможно, в любой момент по желанию, просто взять и достать нужную информацию. Код поиска может быть столь сложным, что сформулировать запрос  сознательно невозможно. Что такое код? Не цифрами же работает мозг. Наш организм очень сложная система. Тело зависит от гормонов, питания, воздуха и тому подобное. Информация из органов чувств окрашивается настроением. Мы переживаем эмоции и чувства не просто по запросу, по желанию. Они возникают на основе мыслей, инстинктов, привычек... Эмоции это кратковременное явления, чувства имеют продолжительный характер. Это и есть код памяти. Если код очень яркий и многообразный например боль от удара тела + злость, этот код простой. Легко всплывает из подсознания при запросе о характере боли. Боль от удара слова + злость уже другой код, более сложный. Список правил заученный для экзамена несет столь сложный код, что со временем погружается в глубину подсознания очень глубоко. И мы считаем его забытым. При особых обстоятельствах, вдруг сознание может запустить похожий код и забытая информация всплывает, но уже не как экзамен, а как нечто в памяти на тему запроса.

Абсолютно вся информация , которая поступает в наше сознание кодируется и отправляется на вечное хранение в бессознательное. Бессознательное  реагирует на запрос и выдает множество вариантов. Как правило, более свежее, что ближе по времени всплывает быстрее. От того,  что вы вкладываете в себя , чему учитесь, что читаете , что смотрите и слушайте, как отдыхаете, в каком состоянии ваше тело и мысли, зависит ваше творчество и качество идеи.

Хочу Привести примеры. Представьте, вы стоите на берегу озера под лучами уходящего солнца, тепло, комфортно, закат. Облака окрасились розовым цветом. Мелкая рябь на поверхности воды отражает блики заката. Синий, розовый, тепло, поверхность воды, чувство покоя комфорта мягкий песок под ногами. Вам не нужно бежать за делами, вы здесь и сейчас. Далее в творчестве эта информация может стать центральным акцентом интерьера. Картина сложного орнамента голубых и розовых пятен. Она займет свое место на нужном расстояние от смотрящего, которого вы поставите на мягкий ковер. Или глянцевая рельефная плитка цвета воды зазвучит в интерьере рядом с розовым торшером. И таких вариантов использования информации множество.

Код Не сработает в голове, если нужно параллельно бежать по делам и срочно сейчас выдать идею. Так как запрос не понятен, а последняя информация перекрывает раннюю. Если с утра вы сидели в Фейсбуке, читали про кризис, а вчера вечером 2 часа играли в компьютерную игру, потом смотрели новости по телевизору, обсудили по телефону с другом проблемы компании и легли спать. Настал вечер сегодня, нужно придумать идею. Идеи нет. Можно поискать в pinterest что-нибудь на тему. Сложить пазл, задача решена. Удовлетворение от процесса нет. В голове отголоски Фэйсбука, телевизора, игры и чужих проблем. Что самое обидное, новое не родилось. Придуманная идея несет в себе информацию переживаний последних дней. Качество идеи обыденное или шаблонное. И скорее напоминает производственный цикл чем творчество.

То, что проявляется как творчество это всегда процесс... В котором осуществляется взаимосвязь личности и мира.

В работе над интерьером очень важна точка  где вы находитесь. Работая с пространством, Мы работаем со всеми органами чувств.
Когда Вы творите без определения себя, в бессознательном не работает код опыта тела.
В 3D программе в процессе творчества человек может терять чувство себя. Это совсем не означает, что другие навыки лучше и не влияют на природу восприятия. Главное, что бы навык  не был закреплен впереди творчества. Важно, чтобы мысли были гибкими, легко всплывали и фиксировались в сознание. Новое и уникальное возникает перед началом исполнения. Быстрая и легкая фиксация в любой форме развивает идею.

Хочу подвести итог: что такое кодирование творческого процесса?

1. Очень важно понимать, что идея это отклик на запрос, т.е. на постановку задачи.

2. Она может выскочить мгновенно, но лучше дать ей время. Без обдумывания и осмысления, чтобы бессознательное могло предложить уникальные решения. Учитесь отключаться от мыслей.

3. Вся информация, все, что вы выбираете видеть, слышать, чувствовать, чему учиться - является основой для уникальных идей. Информация настоящего( пустые разговоры, плохое настроение, ссоры, праздные интересы соцсетей, телевизора и т.д...) будет выскакивать первой. В настоящем всегда должно быть место полезной информации и хорошему настроению.

4. Сам навык не делает вас творческим человеком, но откладывает печать на трансформацию идеи.

5. Метод освоения навыка может как развивать талант так и останавливать развитие. Уводить вас в сферу производственных циклов, где нет места творчеству.

Я перестала искать в себе источник халявных идей под вопросом: а есть ли у меня талант? Я на 100% уникальна без всякого сравнения. От меня зависит будет ли идея особенной или я потоплю себя в праздном настоящем. Талант - это мой опыт, он растет и развивается от частоты запросов, образа жизни, эмоционального состояния и фокуса внимания. Все эти принципы я культивирую в себе, в людях с которыми работаю и людях, которым передаю свои знания.

 

выступление3